
Борьба с теневым оборотом на границе Казахстана
С начала текущего года на автомобильных пунктах пропуска Государственной границы Казахстана с государствами-членами Евразийского экономического союза размещены должностные лица органов государственных доходов для ведения мониторинга перемещаемых товаров. Об экспортном контроле вдоль границ со странами ЕАЭС рассказал Информационному порталу Tengrinews.kz заместитель председателя Комитета государственных доходов МФ РКЖайдар Инкербаев.
- Жайдар Дабырович, какие именно товары подвергаются мониторингу и в чем главная задача подобных проверок?
- Сегодня на пунктах пропуска выявляются множество фактов правонарушений, которые направлены в основном на уклонение от уплаты налогов. Действительно, с 16 января 2019 года на 37 пунктах пропуска должностные лица органов государственных доходов проводят мониторинг. Идет контроль за товарами, подлежащими экспортному контролю, а также ввозимыми на территорию РК из третьих стран, к которым применяются пониженные ставки пошлин (ВТО). Также, ведется мониторинг по импортируемым товарам, для обеспечения полноты поступления НДС на импорт в рамках взаимной торговли государствами-членами ЕАЭС. Вместе с тем, ведется контроль за обеспечением соблюдения запретов и ограничений в отношении отдельных видов товаров, перемещаемых через границу Казахстана, не совпадающую с таможенной границей ЕАЭС. Конечно, все эти мероприятия проводятся в строгом соответствии с Законами РК и ранее ратифицированными нашей страной нормативно-правовыми актами Евразийского экономического союза.
- Каким образом осуществляется мониторинг товаров?
- Данный мониторинг мы проводим путем проверки сведений, указанных в товарно-транспортной накладной. По ней осуществлется международная перевозка грузов. Это отражено в статье 8 Соглашения о взаимодействии государств-участников СНГ в области международных автомобильных грузовых перевозок (от 18 сентября 2003 года - ред.). Эту работу мы проводим совместно с Пограничной службой Комитета национальной безопасности РК.
- Жайдар Дабырович, в прессе часто обсуждают ситуацию на казахстанско-кыргызской границе. Насколько известно, ведется совместная работа компетентных органов двух стран. Вы могли бы поделиться промежуточными итогами данной работы?
- В 1-квартале 2019 года, в ходе изучения товаросопроводительных документов выявлено 1,8 тыс. фактов ввоза товаров в адрес несуществующих получателей. Потери по ним оцениваются в 1 млрд. тенге. Поэтому с 27 марта 2019 года на казахстанско-кыргызской границе усилен контроль. Мы, совместно с ПС КНБ РК, провели досмотры автотранспортных средств, некоторые - с полной выгрузкой товаров. В итоге, возвращено 680 автотранспортных средств, так как у них были выявлены нарушения в товаросопроводительных документах. Встречаются факты занижения ценовых индикаторов до уровня фантастики. К примеру, были случаи, когда 1 кг черешни стоит 32 тенге, тогда как на рынке цена за 1 кг продается за 2000 тенге. На самом деле, таких цен нет ни в Кыргызской Республике, ни в КНР и в любой другой стране мира.
Импортеры намеренно указывают низкие цены, для уменьшения платежей по налогам. Если посчитать исходя из представленных документов из расчета 32 тенге за 1 кг черешни, то за 20 тонную фуру сумма налога составит 76 800 тенге, вместо 4 800 000 тенге, или сокрытие на 98 %. Аналогичные факты установлены и по другим овощам: на морковь – 3 тенге, лук репчатый – 4 тенге, клубнику – 20 тенге, абрикосы – 32 тенге, и т.п.
Это также, потери бюджета Кыргызстана. И о подобных случаях мы их информируем.
- Учитывая, что за обстановку на Государственной границе ответственны обе стороны, есть ли какие-либо совместные договоренности с уполномечнными ведомствами Кыргызской Республики? И если есть, то имеются ли уже результаты?
- Буквально 30 мая 2019 года в г. Нур-Султан подписан Протокол рабочей встречи. Мы с Председателем таможенной службы при Правительстве Кыргызской Республики пришли к решениям, которые помогут в регулировании условий контроля при перемещении товаров из КР в РК и транзита в РФ. В частности: соблюдение гармонизированных ценовых индикаторов и достоверности заявленных сведений по товарам, ввозимых из КНР; при транзите товаров (в том числе товаров КНР) из Кыргызской Республики ограничиться сканированием документов; по товарам производства Кыргызской Республики осуществление контроля цен по официальным данным госорганов Кыргызской Республики.
В результате предпринятых мер на пункте пропуска Карасу скопление автотранспортных средств по состоянию на 20 июня 2019 года снижено в 2 раза - с 95 до 45 АТС.
Сегодня, 20 июня, пройдет еще одна встреча с нашими кыргызскими коллегами, в рамках которой планируется обсуждение дальнейших мер усилению администрирования.
- Жайдар Дабырович, благодарим Вас за подробное разъяснение.