Дата публикации: 03.07.2023 12:59
Дата изменения: 03.07.2023 15:48

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

 

г. Шымкент

 «20» июня 202года

 

 

  1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

 

Во исполнение приказа руководителя Департамента государственных доходов по г.Шымкент (далее - Департамент) от 02.05.2023 года №202 «О проведении внутреннего анализа коррупционных рисков» в Департаменте проведен внутренний анализ коррупционных рисков в организационно-управленческой деятельности и нормативных правовых актах, затрагивающих деятельность подразделений налогового и таможенного администрирования.

Аналитическая справка составлена по выявленным коррупционным рискам, согласованным с профильными подразделениями Комитета государственных доходов МФ РК. Срок проведения 02.05.2023г. – 14.06.2023г.

Руководитель Департамента – Б.Карымсаков, руководитель рабочей группы - заместитель руководителя Департамента Е.Турысов (отпуск), члены рабочей группы: Б.Ескараев, Т.Турганбаев, А.Зеев, Ж.Акаев, А.Сейдегазиев, Н.Амиралиев (отпуск), А.Толен, Д.Туреханов, Ж.Бейсенбаева, К.Панбаев, У.Ахметов, Б.Ашенов, С.Темиралиев, Е.Сейтжан, Б.Омартаев.

 

 

  1. ОПИСАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

 

  1. Управление персоналом.

По вопросам управления персоналом в период проведения внутреннего анализа рисков в деятельности Департамента коррупционные риски не рассматривались.

  1. Урегулирование конфликта интересов.

По вопросам урегулирования конфликта интересов в период проведения внутреннего анализа рисков в деятельности Департамента коррупционные риски не рассматривались.

  1. Оказание государственных услуг.

По вопросам оказания государственных услуг в период проведения внутреннего анализа рисков в деятельности Департамента выявленные коррупционные риски, направлены на согласование с профильными подразделениями КГД МФ РК.

  1. Реализация разрешительных функций.

По вопросам реализации разрешительных функций в период проведения внутреннего анализа рисков в деятельности Департамента коррупционные риски, согласованные с профильными подразделениями КГД МФ РК не рассматривались.

  1. Реализация контрольных функций.

5.1 Наименование коррупционного риска: «Коррупционный риск затягивания сроков проведения налоговой проверки, что может привести к истечению сроков давности по начислению суммы налогов и соответственно потере бюджета».

Описание коррупционного риска:

Согласно п.4 ст.146 Налогового кодекса Республики Казахстан предусмотрено, что течение срока проведения налоговой проверки может приостанавливаться налоговыми органами на период вручения налогоплательщику (налоговому агенту) требования налогового органа о представлении сведений и (или) документов и представления налогоплательщиком (налоговым агентом) запрашиваемых при проведении налоговой проверки сведений и (или) документов.

При этом, количество и кратность вручения требований о представлении сведений и (или) документов не ограничено, так как законом не регламентировано.

Действия должностных лиц при частичном исполнении требований налогоплательщиком также не регламентированы.

Данное обстоятельство позволяет должностным лицам налогового органа, осуществляющего проверку систематически запрашивать одни и те же сведения либо повторно запрашивать аналогичные сведения  при непредставлении их налогоплательщиком.

Тем самым, ссылаясь на запрос сведений и документов (на период которого налоговая проверка приоставливается) затягиваются сроки завершения налоговых проверок.

Между тем, в период начала и завершения налоговой проверки сроки исковой давности согласно п.10 ст.48 Налогового кодекса не приостанавливаются.

Таким образом, имеются коррупционные риски, когда проверяющее лицо по предварительному сговору с проверяемым лицом, имеет возможность допустить факты частичного исполнения требования (не полного предоставлении запрашиваемых сведений), с последующим выставлением новых требований (где вновь запрашиваются данные сведения и.т.д.) количество которых не ограничено.

Данная возможная схема взаимоотношений между налогоплательщиком и проверяющим лицом нацелена на искусственное затягивание сроков налоговой проверки, с расчетом на истечение сроков исковой давности с учетом налоговых периодов (что влияет на сумму начисляемых налогов).

Рекомендации по устранению коррупционного риска:

В целях исключения условий для проявления коррупционных рисков и недопущения затягивания сроков налоговой проверки с последующим истечением сроков исковой давности по налогам, в целях исключения дискреционных полномочий рекомендуется направить предложение в Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан о внесении в Методические рекомендации по налоговым проверкам следующих дополнений:

1) определить конкретный перечень документов и сведений, подлежащих запросу в рамках налоговой проверки.

2) определить условия и критерии для запрашивания тех или иных сведений и документов.

3) ограничить количество и кратность выставляемых требований (запросов сведений и документов) в рамках одной налоговой проверки (во избежание необоснованных затягиваний сроков проверок).

5.2 Наименование коррупционного риска: «Коррупционный риск выпуска товаров, в отношении которых таможенный контроль не завершен»

Описание коррупционного риска:

В целях оптимизации процедуры таможенного контроля в ИС «АСТАНА-1» предусмотрены этапы таможенного контроля в «зеленом», «желтом», «синем» и «красном» коридорах, где «зеленый» коридор предполагает автоматический выпуск товаров  без участия человеческого фактора.

В части остальных коридоров таможенный контроль осуществляется с участием должностных лиц таможенных органов.

Так, в зависимости от наименования и классификации оформляемого товара, возможны случаи когда одна и та же таможенная декларация (декларация на товары) в начале контроля системой направляется на «желтый» коридор (контроль таможенной стоимости), а затем на «синий» коридор (контроль условно выпущенных товаров).

При осуществлении контроля таможенной стоимости товаров участники ВЭД зачастую осуществляют обеспечение (депозит) таможенных платежей сроком не более 60 дней, для предоставления необходимых документов до подтверждения таможенной стоимости товаров, в связи с чем декларация на товары в информационной системе переводится на «синий» коридор.

После предоставления соответствующих документов сотрудники ЦЭД КГД МФ РК могут рассматривать предоставленные документы и сведения еще 30 дней, что в общем, составляет 90 дней.

Одновременно, таможенная декларация  может находиться также на «синем» коридоре при условном выпуске товаров, где контроль осуществляется иными должностными лицами, а срок предоставления соответствующих документов составляет 60 дней.

При этом, согласно инструкциям к профилям рисков (к примеру №50100/060418/000093) после предоставления необходимых документов и (или) сведений об оценке соответствиядолжностное лицо, производящее таможенный контроль после  выпуска, не позднее 4 (четырех) рабочих дней с момента представления  документов и (или) сведений, снимает декларацию на  товары с контроля с применением функции «завершение  контроля ДТ с синего коридора» в ИС «АСТАНА-1».

Таким образом, при исполнении мер системы управления рисками (СУР) возникает возможность очистки декларации на товары без завершения одного из этапов контролей.

Например, если первым завершается контроль таможенной стоимости, возможна очистка ДТ, находящейся на контроле по условному выпуску до получения и предоставления разрешительных документов и также в обратном порядке, если первым завершается контроль условного выпуска, возможна очистка ДТ, находящейся на контроле таможенной стоимости.

Данное обстоятельство позволяет одному из должностных лиц,  осуществляющих контроль (за условно выпущенными товарами или таможенной стоимостью) допустить выпуск товаров без завершения таможенного контроля по второму направлению (коридору), тем самым оказав предпринимателю незаконное предпочтение.

Рекомендации по устранению коррупционного риска:

В целях исключения условий для проявления коррупционных рисков и недопущения выпуска товаров по одному из направлений контроля, без завершения контроля по второму направлению, рекомендуется направить предложение в Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан

- о внесении изменений в соответствующий приказ МФ РК (№73 от 26.01.2018г.) либо разработке алгоритма действий (инструкции) для должностных лиц, контролирующих таможенную стоимость и контроль за условно выпущенными товарами при завершении контроля по профилям риска в «синем» коридоре.

5.3 Наименование коррупционного риска: «Коррупционный риск оказания налогоплательщику – должнику незаконного предпочтения, путем не своевременного направления решения об ограничении в распоряжении имуществом в уполномоченные органы для регистрации обременения прав на транспортные средства».

Описание коррупционного риска:

В соотвествии с нормами п.6 ст.120 Налогового кодекса РК налоговый орган  не  позднее 5 (пяти) рабочих дней со дня вручения налогоплательщику решения об ограничении в распоряжении имуществом направляет копию такого решения в уполномоченные государственные органы для регистрации обременения прав на имущество, права на которое подлежат государственной регистрации.

При этом, в ИС «ИНИС РК» предуссмотрена техническая возможность  направления такого решения электронным способом только в филиалы НАО «Правительство для граждан», тогда как для регистрации обремений прав на движимое имущество (транспорт) и спец. технику необходимо также направлять решения в территориальные подразделения МВД, МСХ и Комитет промышленной безопастности.

В связи с тем, что автоматическое направление решений в указанные уполномоченные органы технически не представляется возможным, данные решения направляются отдельными сопроводительными письмами.

Данное обстоятельство способствует возникновению коррупционных рисков в части несвоевременного направления решений (либо не направления) и соответственно не принятия мер по наложению обременений на движимое имущество и спецтехнику должников.

Рекомендации по устранению коррупционного риска:

В целях исключения условий для проявления коррупционных рисков и недопущения фактов непринятия мер по наложению обременений на движимое имущество должников рекомендуется направить предложение в Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан

  • о внесении технических доработок в ИС «ИНИС РК» в функционал  «Контроль за отправкой  решений во внешние системы» в части направления  электронным способом «решений об ограничении в распоряжениии имущества налогоплательщиков» в территориальные подразделения МВД, МСХ и Комитет промышленной безопастности.
  1. Иные вопросы, вытекающие из организационно-управленческой деятельности.

По иным вопросам, вытекающим из организационно-управленческой деятельности в период проведения внутреннего анализа рисков в деятельности Департамента коррупционные риски, согласованные с профильными подразделениями КГД МФ РК не рассматривались.

Примечание: согласно совместного приказа Департамента государственных доходов по г.Шымкент и Департамента Агентства РК по противодействию коррупции по г.Шымкент с 19.06.2023г. назначен внешний анализ коррупционных рисков в деятельности Департамента.

В связи с чем, дополнительные сведения о выявленных коррупционных рисках будут включены в аналитическую справку по итогам внешнего анализа коррупционных рисков.

 

Приложение: Карта рисков

 

Руководитель

ДГД по г.Шымкент                                                        Б.Карымсаков

Члены рабочей группы:

 

1.

Б.Ескараев 

5.

А.Сейдегазиев

2.

Т.Турганбаев 

6.

А.Төлен

3.

А.Зеев

7.

Ж.Бейсенбаева

4.

Ж.Акаев

8.

К.Панбаев

 

 

«Утверждаю»

Руководитель  ДГД по г.Шымкент

 

___________________ Б.Карымсаков

 

«____» _________ 2023г.

 

 

План мероприятий

по устранению причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений, выявленных по результатам внутреннего анализа коррупционных рисков в ДГД по г.Шымкент

 

п/п

Рекомендации по итогам внутреннего анализа коррупционных рисков

Мероприятие

Форма завершения

Ответственные исполнители

Срок исполнения

1

В целях исключения условий для проявления коррупционных рисков и недопущения затягивания сроков налоговой проверки с последующим истечением сроков исковой давности по налогам, в целях исключения дискреционных полномочий рекомендуется направить предложение в Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан о внесении в Методические рекомендации по налоговым проверкам следующих дополнений:

1) определить конкретный перечень документов и сведений, подлежащих запросу в рамках налоговой проверки.

2) определить условия и критерии для запрашивания тех или иных сведений и документов.

3) ограничить количество и кратность выставляемых требований (запросов сведений и документов) в рамках одной налоговой проверки (во избежание необоснованных затягиваний сроков проверок).

Направление в КГД МФ РК предложения по рекомендациям

Письмо в КГД МФ РК,

Приказ КГД МФ РК о внесении изменений в Методические рекомендации

Управление аудита

до 31.12.2023г.

2

В целях исключения условий для проявления коррупционных рисков и недопущения выпуска товаров по одному из направлений контроля, без завершения контроля по второму направлению, рекомендуется направить предложение в Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан

- о внесении изменений в соответствующий приказ МФ РК (№73 от 26.01.2018г.) либо разработке алгоритма действий (инструкции) для должностных лиц, контролирующих таможенную стоимость и контроль за условно выпущенными товарами при завершении контроля по профилям риска в «синем» коридоре.

Направление в КГД МФ РК предложения по рекомендациям

Письмо в КГД МФ РК,

Включение данного функционала в ИС «АСТАНА-1»

Управление таможенного администрироания

до 31.01.2024г.

3

В целях исключения условий для проявления коррупционных рисков и недопущения фактов непринятия мер по наложению обременений на движимое имущество должников рекомендуется направить предложение в Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан

  • о внесении технических доработок в ИС «ИНИС РК» в функционал  «Контроль за отправкой  решений во внешние системы» в части направления  электронным способом «решений об ограничении в распоряжениии имущества налогоплательщиков» в территориальные подразделения МВД, МСХ и Комитет промышленной безопастности.

Направление в КГД МФ РК предложения по рекомендациям

Письмо в КГД МФ РК

Включение данного функционала с ИС

ИСНА (интегрированную систему налогового администрирования)

Управление по работе с задолженностью

до 31.01.2024г.